Основы визуального программирования на Pascal
- Основы визуального программирования на Pascal
- Просмотров: 2468
Задание свойств элементов управления программным способом
Основная часть программы на языке Pascal представляет собой последовательность операторов. Оператор – это конструкция языка программирования, которая определяет одно действие при выполнении программы.
Чтобы обратиться к свойству элемента управления из программы нужно указать имя элемента управления, к свойству которого мы хотим обратиться, и через точку имя свойства.
Имя_элемента_управления .имя_свойства
Например, для элемента управления панель Panel1 свойство цвет запишется:
Panel1.BackColor
Замечание: Исключение составляет форма. Имя элемента управления для нее не указывается, а пишется только имя свойства.
Замечание: Когда после имени элемента управления набирается точка, то выдается подсказка – выпадающий список всех свойств и методов элемента управления. Можно выбрать нужное свойство и нажать Enter. Поиск свойства облегчается, если ввести первые буквы названия свойства.
Чтобы задать нужное значение свойству, используется оператор присваивания :=
Свойство:=Значение;
Например, если мы хотим задать красный цвет - свойство BackColor - элементу управления Panel1, то надо написать:
Panel1.BackColor := Color.Red;
Значения, представляющие собой произвольные последовательности символов (строки), должны заключаться в апострофы:
Label1.Text := ‘Красный’;
Замечание: Свойство Text имеет строковый тип, и даже если мы хотим вывести в заголовке число, его необходимо заключить в апострофы:
Button1.Text := ‘555’;
Комментарии
Чтобы текст программы легче было читать (и самому разработчику, и другим программистам), в тексте программы используются комментарии.
Комментарий – произвольный текст, заключенный в фигурные скобки. Однострочный комментарий можно задавать с помощью символов //:
{Это комментарий}
//и это комментарий
Комментарии игнорируются компилятором, и не влияют на работу программы. Однако облегчают работу программиста, особенно при разработке больших проектов.
Проект
Приложение на стадии разработки называется проектом. Проект – это взаимосвязанный набор файлов, необходимых для создания приложения. Основные файлы проекта:
Главный файл проекта (Project.pas)
Главный файл проекта содержит исходный текст основной программы проекта. Не следует изменять что-либо в файле проекта вручную. Он создается и заполняется автоматически. Перечисляет все файлы форм и модулей проекта и содержит код, который создает формы и запускает приложение.
Файл программного модуля (Unit.pas)
Pascal автоматически создает модуль для каждой формы. В проекте могут быть модули, не связанные ни с какой формой. В таких модулях могут содержаться, например, библиотеки подпрограмм.
Модуль состоит из двух основных частей: раздел интерфейса (interface) и раздел реализации (implementation). В разделе интерфейса содержится описание формы, информация, какие элементы управления расположены на форме, в разделе реализации – обработчики событий.
Файл описания формы (Unit.form)
Файл, содержащий проектные свойства формы.
Файл ресурсов (Unit.Form.resources)
Двоичный файл, содержащий пиктограмму проекта и другие ресурсы, используемые проектом (картинки, курсоры и т.д.).
Управление проектом
Создание нового проекта
Файл®Новый проект
Сохранение проекта
Файл®Сохранить все
Примечание: при сохранении проекта Pascal запрашивает имя для модуля (файла, где пишется программа) и для всего проекта. Необходимо давать им разные имена, причем соблюдая правила написания имен. По умолчанию имя модуля – Unit, проекта – Project.
Открытие проекта
Файл®Открыть проект (выбрать файл с типом PascalABC.NET Project)
Запуск проекта
Программа®Выполнить или F9
При запуске проекта происходит его компиляция – т. е. перевод на машинный язык. Если в тексте программы были допущены какие-то ошибки, например, неправильно написан какой-то оператор. При этом компилятор выдает сообщения об ошибках в нижней части окна редактора кода.
Компилятор обрабатывает файлы проекта и строит из них исполняемый файл. Проект состоит из главного файла, одной или нескольких форм и связанных с ними файлов модулей, а так же вспомогательных файлов.